Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17
«Принято» «Утверждаю»
на заседании Педагогического Заведующий МБДОУ д/с № 17
совета № 6
- № 6 от 31.05.21г. Ющенко Н.И.
приказ от 31.05.2021г. № 40
Положение
о рабочей программе педагогов
МБДОУ д/с № 17
г. Миллерово
Ростовская область
2021г.
1. Общие положения
- Настоящее Положение о рабочей программе педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 (далее - Положение, МБДОУ д/с № 17, дошкольное образовательное учреждение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г с изменениями на 21 января 2019 года,
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Уставом дошкольного образовательного учреждения.
- Данное Положение устанавливает цели и задачи рабочей программы, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и дополнения в программах и их хранение в дошкольном образовательном учреждении.
- Рабочая программа - локальный нормативный документ дошкольного образовательного
учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 17, реализуемой дошкольным образовательным учреждением, применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), национально-регионального и локального компонентов.
- Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы МБДОУ д/с № 17, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
- В рабочей программе определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата.
- Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно - эстетическое развитие».
- «Физическое развитие»;
- Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников дошкольного учреждения.
- Воспитали МБДОУ д/с № 17, работающие в одной группе, совместно разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой группы. Учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывают рабочую программу на свою группу с учетом возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разрабатывают рабочую программу на каждую возрастную параллель с учетом особенной контингента воспитанников.
- Рабочая программа составляется педагогом на учебный год, срок освоения рабочей программы составляет 1 (один) год.
- Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением.
- За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя МБДОУ.
- Функции, цели и задачи рабочей программы
- Цель рабочей программы - адаптация содержания форм, методов педагогической
деятельности к условиям МБДОУ д/с № 17.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
- нормативную (рабочая программа - документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы);
- информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения образовательной программы);
- методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, используемые методы, образовательные технологии);
- организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств обучения).
- Задачи рабочей программы:
- дать представление о практической реализации компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
- определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с учетом
целей, задач, специфики образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и контингента воспитанников.
-
- Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и воспитанников дошкольного образовательного учреждения в ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
- Рабочая программа:
- конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы;
- определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
- оптимально распределяет учебное время по темам;
- способствует совершенствованию методики проведения специально организованной образовательной деятельности (занятий);
- активизирует познавательную деятельность воспитанников дошкольного образовательного учреждения, развитие их творческих способностей;
- отражает специфику региона;
- применяет современные образовательные и информационные технологии.
- Технология разработки рабочей программы
-
- Разработка содержания рабочей программы должна отвечать ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками МБДОУ д/с №17, принципам, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
- Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
- Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
- Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
- Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать
эффективные решения;
- Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
- Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения.
- Основной характеристикой рабочей программы педагога МБДОУ д/с № 17 являются
развивающий характер, учет возможностей самовыражения воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания.
-
- Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками (специалистами) на
основе соответствующей направленности группы образовательной программы с учетом приоритетного направления предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС дошкольного образования по следующим областям:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на каждую группу на один учебный год.
-
- Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной образовательной области должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития.
- Воспитатели и иные педагогические работники дошкольного образовательного учреждения разрабатывают свои программы с учетом выполнения требований настоящего Положения.
- Структура рабочей программы
- Структура программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист
Оглавление
- Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи освоения Программы.
1.1.2.Принципы и подходы Программы.
1.1.3.Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей конкретного возраста.
1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры).
- Содержательный раздел программы
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности в группе
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.
2.2.1.Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
2.2.2.Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познавательное развитие»
2.2.3.Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое
развитие»
2.2.4. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
2.2.5.Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Физическое развитие»
Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.6. Содержание дополнительно-образовательной деятельности .
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
2.3.1. Модель образовательного процесса.
2.3.2. Приоритетные виды детской деятельности.
2.3.4. Формы организации детских видов деятельности.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.5. Основные подходы к реализации инклюзивного образования.
- Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2. Режим дня.
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
3.6. Перечень литературных источников.
- Приложения
5. Требования к оформлению рабочих программ.
-
- Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.
5.2. Оформление титульного листа:
- название рабочей программы - по центру;
- наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает разработчик (разработчики или составители - для воспитателей одной группы) рабочей программы - по центру вверху страницы;
- ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу - в шапке в правом верхнем углу;
- возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа;
- сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
- сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
- название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение - по центру внизу страницы;
- год составления рабочей программы - по центру внизу титульной страницы.
5.3. По контуру листа задаются поля:
- левое - 30 мм;
- правое -1,5 мм.
- верхнее и нижнее - 20 мм.
- Перечень литературных источников оформляется в алфавитном порядке.
6. Рассмотрение и утверждение рабочих программ.
-
- Рабочие программы рассматриваются и принимаются на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения до начала учебного года.
6.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах.
6.3.Утверждение рабочих программ заведующим детским садом осуществляется до 1 сентября текущего учебного года.
6.4.Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим МБДОУ д/с №17, находятся в группах, у старшего воспитателя имеется электронный вариант рабочих программ. В течение учебного года старший воспитатель осуществляет должностной контроль реализации рабочих программ.
- Контроль.
- Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом.
- Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов.
- Ответственность за контроль за реализацией рабочих программ возлагается на старшего воспитателя.
8. Хранение рабочих программ.
8.1.Рабочие программы в напечатанном виде хранятся у педагогов на группах, в электронном виде - в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения.
8.2.К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, а также администрация дошкольного образовательного учреждения.
8.3.Рабочие программы после истечения срока их действия хранятся 3 (три) года.