|
Документ подписан электронной подписью |
Паспорт Программы развития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 на 2018 - 2022 гг.
Наименование программы:
«Организация образовательного пространства ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Основания для разработки программы:
Заказчик: Администрация МБДОУ д/с № 17
Разработчики: рабочая группа в составе:
Исполнители программы: педагогический коллектив МБДОУ д/с № 17.
Цель программы: построение модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и качество образования.
Задачи программы:
Основные принципы разработки:
- проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках детского сада, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;
Основные направления расходования средств программы:
Этапы реализации программы:
1 этап: 2018 г. (январь-июнь) Аналитико-прогностический. Анализ комплекса условий, имеющихся в МБДОУ для реализации ФГОС ДО. Выявление проблемных зон и «точек развития». Разработка целевых проектов «Повышение педагогической компетентности для осуществления образовательной деятельности», «Разработка содержания и механизмов реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 17 в соответствии с ФГОС ДО», «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.
2 этап: 2018 (август-декабрь) -2021 гг. Деятельностный. Формирование и реализация модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Разработка основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 17 в соответствии с ФГОС ДО, содержания и механизмов интеграции образовательных областей, содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, содержания программы.
3 этап: 2022 г. Рефлексивный. Оценка эффективности и совершенствование модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта.
Ожидаемые результаты.
МБДОУ д/с № 17 с 2010 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами.
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование, родительская плата.
Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально- педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Перспективы и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды МБДОУ д/с № 17.
Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу (Годовой план МБДОУ и другие), учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 - директивный документ, разработанный с учетом государственного, регионального, муниципального целевых заказов и исходного состояния МБДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средствами активизации педагогического коллектива.
Данная Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства МБДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.
Во втором разделе Программы представлена характеристика проблем дошкольного учреждения и обоснование необходимости их решения программными методами. Чтобы обеспечить такие свойства программы, как актуальность и целостность, совокупность проблем опирается на системное представление об образовательном учреждении: анализируется состояние внешней и внутренней среды МБДОУ - краткая справка об учреждении, характеристика микрорайона, социальный и образовательный уровень родителей воспитанников, содержание образования, материально-технической базы, образовательный и профессиональный уровень педагогических кадров и управление образовательной системой.
В третьем разделе Программы представлены основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации. В этом разделе даётся определение целевых ориентиров программы и приоритетных направлений действий, задач по их достижению.
В четвёртом разделе рассматривается перечень программных мероприятий по конкретным выбранным направлениям решений наиболее актуальных проблем дошкольной организации.
В пятом разделе описано ресурсное обеспечение программы.
В шестом разделе определены целевые индикаторы и планируемые результаты реализации Программы; завершается та часть Программы, в которой представлена содержательная деятельность по решению проблем развития МБДОУ д/с № 17, обобщая на уровне мероприятий представления конкретных результатов всех мероприятий.
В седьмом разделе даётся оценка эффективности реализации Программы.
В восьмом разделе представлено управление программой и механизм её реализации.
Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения.
Исполнителями Программы развития являются участники образовательного процесса МБДОУ д/с № 17
Основным механизмом реализации Программы является деятельность временных творческих групп по стратегическим и тактическим направлениям.
Координация и контроль возлагается на руководителя МБДОУ и педагогический совет учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 было открыто в 1988г. В 2000г., 2005г., 2010г. образовательное учреждение прошло аттестацию и государственную аккредитацию, по результатам которой ему присвоен следующий государственный статус: муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад первой категории. Рособрнадзором в 2010 году году проведено лицензирование дошкольного учреждения и выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности .
Приоритетные направления работы ДОУ:
Проектная мощность 325 мест, посещают МБДОУ 329 воспитанников. В дошкольном учреждении функционируют 14 групп ( 12 групп в основном здании, 2 группы в модульном детском саду):
В здании дошкольного учреждения функционируют: современно оборудованные музыкальный и физкультурный залы, кабинеты учителя-логопеда и педагога - психолога. На прилегающей территории благоустроены детские площадки для прогулок, физкультурная площадка, парковая зона, цветочные клумбы.
Воспитательно-образовательную работу ведут 25 педагогов: восемнадцать воспитателей, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, три музыкальных руководителя, инструктор по физкультуре.
По уровню образования: 11 педагогов (46%) имеют высшее образование, 13 педагогов (54%) - среднее профессиональное.
По квалификационным категориям: 4 педагога (16%) с высшей квалификационной категорией, 12 педагогов (48%) с первой категорией, аттестованы на соответствие должности - 3 (12%), без категории 6человек (24%).
Детский сад реализует в своей деятельности единый комплекс программно-методического обеспечения по созданию условий для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» Петерсон Л.Г., Лыкова И.А. и другие.; комплексная основной образовательной программы для детей от 2 месяцев до 3-х лет «Теремок» И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, Т.В. Волосовец и других;
В дошкольном учреждении для сохранения и укрепления здоровья детей проводятся закаливающие мероприятия, которые выбираются родителями и специалистами с учётом индивидуальных возможностей и особенностей детей каждой группы:
закаливание воздухом: воздушные ванны (постоянно); босохождение; утренняя гимнастика; сон без маек; прогулки; "гимнастика пробуждения».
массаж стоп: ходьба по ребристой доске, нетрадиционным дорожкам;
аромафитотерапия: фитоионизация воздуха луком и чесноком в период эпидемии гриппа.
Выпускники дошкольного учреждения, стабильно на протяжении нескольких лет, показывают хорошую адаптацию к школе и успеваемость.
Коллектив МБДОУ д/с № 17 взаимодействует с другими социальными институтами: с образовательными школами № 8, № 5; гимназией № 1, с библиотекой, краеведческим музеем, детской поликлиникой, пожарной частью, ГИБДД, ВДПО. Это способствует обновлению содержания, повышению качества образования, расширению пространства для приобретения дошкольниками социального опыта.
Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка, формирование его готовности к дальнейшему обучению.
Государство и общество предъявляют образовательный заказ системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.
Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно.
Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, а развитие интересов и способностей воспитанников выглядит как необходимое условие для достижения «знаниевого» результата.
Ориентация на формирование личностных качеств характерна для меньшего числа педагогов (так, необходимость воспитания у детей чувства уверенности в себе отмечают от 12 до 19% педагогов).
С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Аспекты государственного и социального заказа по отношению к детскому саду
Таким образом, гос
Государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства ДОУ.
Для кого будет организовано образовательное пространство? |
Для детей г. Миллерово до 8 лет с разными стартовыми возможностями
|
Кто будет осуществлять образовательный процесс? |
Компетентные и прогрессивные специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность.
|
На что будет направлен образовательный процесс? |
На повышение качества образования через
|
Какова будет сущность образовательного процесса? |
Произойдет замена ценностей обучения на ценности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование разнообразных программ, адекватных возможностям каждого ребенка в зависимости от его интересов, потребностей, состояния здоровья. Образовательный процесс будет построен по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности. Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, педагогика сотрудничества и развития. |
В каких условиях будет осуществляться образовательный процесс? |
В условиях психолого-медико-педагогического сопровождения при систематическом отслеживании динамики развития и состояния здоровья каждого ребенка.
|
Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления содержания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными направлениями модернизации дошкольного образования, позволяет отметить положительные результаты деятельности, особенности работы и одновременно обозначить ряд проблем.
Группы требований обобщенного заказа к будущей модели |
Фактические результаты, фиксируемые на 2018-2019 уч. год |
Формулируемые проблемы |
Причины возникновения проблемы |
||
Положительные достижения ДОУ |
Зоны «болевых» точек |
Как недостаток внутренних условий организации |
Как недостаток внешних по отношению к ДОУ условий |
||
Для кого будет организовано образовательное пространство? |
В течение ряда лет педагогический коллектив ведет поиск наиболее эффективных форм организации образовательного пространства для детей от 3 до 7 лет с разными стартовыми и потенциальными возможностями и способностями. Анализ социального статуса семей и образовательного заказа родителей позволяет сделать вывод о том, что 52% родителей имеют среднее специальное образование, мотивацию на получение ребенком повышенного уровня образования, удовлетворены качеством образовательного процесса ДОУ. |
|
Противоречие между современным обобщенным заказом к системе дошкольного образования и организацией образовательного пространства ДОУ, уровнем взаимодействия субъектов образовательного процесса |
1.Низкий уровень информационной и маркетинговой деятельности ДОУ. 2. Маловариативное использование форм взаимодействия с населением, семьями дошкольников, социальными институтами города. 3. Низкий уровень активности участия семей ребенка в реализации задач ДОУ.
|
1.Высокая занятость родителей на производстве и как следствие мало времени уделяется воспитанию ребёнка в семье. 2.Родители не придают должного значения дошкольному воспитанию, не понимают важность этого возраста в процессе становления личности ребёнка.
|
Кто будет осуществлять образовательный процесс?
|
Результаты аттестации педагогических кадров детского сада говорят о росте профессионального мастерства педагогов. В дошкольном учреждении 71% педагогов имеют вторую, первую и высшую категории; 46% педагогов имеют высшее педагогическое образование, среднее специальное. Педагоги владеют большим объемом знаний в определенном виде деятельности, ориентированы на успешную деятельность. Для большинства характерны такие качества, как ответственность, исполнительность, мобильность, заинтересованность в результатах дела.
|
Однако, по результатам опроса , большинство педагогов не испытывают удовлетворенности от взаимодействия с родителями. Анализ результатов диагностики педагогов ДОУ говорит: - о недостаточном уровне общефилософской, методологической, психолого-педагогической культуры у работников ДОУ; - о неполном или поверхностном представлении педагогов о логике непрерывного образования, о приоритетных направлениях модернизации системы дошкольного образования; - о ориентации педагогического коллектива на быструю сиюминутную деятельность и результаты без глубоко рефлексивной исследовательской, организаторской, проектировочной деятельности по решению проблемных ситуаций; - о недостаточно развитой способности и готовности организовывать свою деятельность ориентируясь на ожидаемый результат ; - о недостаточной заинтересованности педагогов в результатах труда, мотивации к переходу ДОУ в режим развития, нововведений.
|
1. Проблема подготовленности педагогических кадров: несоответствие между потребностью детского сада в компетентных, мобильных педагогических кадрах, моделирующих новое развивающее образовательное пространство в ДОУ, и уровнем педагогической компетентности сотрудников. 2. Необходимость подготовки педагогического коллектива к работе в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: несоответствие между необходимостью внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и уровнем готовности педагогов ДОУ.
|
1 .Несостоятельность существующей методической работы в детском саду. Критерием педагогического мастерства специалиста детского сада является исключительно его профессиональная работа. В связи с этим методическая работа с педагогическими кадрами носит просветительско-предметный характер и направлена на прибавление объема знаний для определенного вида деятельности, что не влечет за собой качественного изменения педагогической деятельности, формирования профессионального мировоззрения педагогических кадров, устойчивой профессиональной позиции, новых ценностных ориентации, нового отношения к ребенку, как центру (ядру) образовательного процесса 2. Отсутствие системности и направленности обучения педагогических кадров ДОУ 3.Низкий уровень рефлексивного типа управления образовательным процессом.
|
Смена акцентов в содержании деятельности образовательных учреждений: от формирования личности с заданными свойствами и качествами - к уникальной, неповторимой, образованной личности, способной решать проблемы в различных сферах и видах деятельности в соответствии со своими личностными смыслами, признанием уникальности и неповторимости других. Укоренение в массовой практике представления, согласно которому любой хороший специалист — хороший педагог. Отсюда критерий оценки педагогической деятельности – профес-сиональная работа, а не педагогическая компетентность. 3.Подготовка педагогических кадров в системе профессионального образования осуществляется по традиционной модели обучения. 4. Недостаточность инновационных программ и опыта обучения педагогов управленческо-педагогической деятельности в образовательной модели личностно-ориентированного типа
|
На что будет направлено проектирование нового образовательного пространства и какова будет его сущность? |
Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее гармоничное развитие детей и базируется на грамотном комплексировании основной образовательной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон З.А. Для детей, имеющих проблемы в развитии, ведутся групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. В дополнительном образовательном пространстве упрочивается познавательный интерес, развиваются способности детей, обогащаются их чувства. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе - 87%. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы, в лицей, в гимназию. По результатам индивидуальных бесед с родителями и учителями школ выпускники ДОУ хорошо осваивали программу; уровень их подготовки соответствовал требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивалась учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.
|
Хотя положение дел с состоянием познавательной сферы воспитанников в детском саду можно считать довольно благополучным, однако у 8,3% низкий уровень сформированности нравственных норм и правил поведения, у детей не формируется потребность в саморазвитии и умение по собственной инициативе получать знания из различных источников. Это, несомненно, осложняет обучаемость ребенка в школе, адаптацию ребёнка в новом детском коллективе.
|
1. Проблема эффективности образовательного процесса: несоответствие между необходимостью обеспечения высокого качества образования и содержанием образовательного процесса, построением предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
|
1. Несоответствие образовательной программы ДОУ современным требованиям ФГОС. 2. Усредненный подход к развитию воспитанников, не учитывающий разнородность состава детей в возрастной группе по уровню развития, индивидуальным особенностям. 3. Недооценивание роли игры в развитии ребенка, излишняя регламентированность деятельности, контролирование, оценивание поведения. 4.Низкий процент педагогических кадров, владеющих новым содержанием образования, использующих эффективные технологии обучения и воспитания.
|
1.Отсутствие единой стратегии развития дошкольного образования. 2. Отсутствие ясных ответов на базовые вопросы (чему, как, когда и кому учить?), внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Неопределенность в педагогической науке и практике приоритетов в отборе содержания образовательного пространства и форм реализации образовательного процесса. 4. Отсутствие комплекса диагностических валидных методик для отслеживания эффективности образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС. |
В каких условиях будет осуществляться образовательный процесс? |
В ДОУ созданы благоприятные условия для развития детей, охраны и укрепления их здоровья. Широко используются современные образовательные технологии, профилактические и оздоровительные мероприятия, разные виды коррекционно-развивающей работы. Разработаны и реализуются авторские программы дополнительного образования. ДОУ является региональной пилотной площадкой по внедрению примерной программы «Мир открытий» Л.Г. Петерсон. Содержание развивающей предметной среды соответствует программно-методическому обеспечению ДОУ.
|
Наблюдается закрытость педагогов в своей деятельности. В ДОУ отсутствуют экспериментально-проектные команды специалистов по созданию новых практик, повышающих эффективность образовательного процесса. Учебно-материальная база образовательного процесса недостаточно соответствует современным требованиям к содержанию образовательного пространства. Недостаточно осуществляется зонирование образовательного пространства с учетом интеграции образовательных областей, вариативности с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на познавательную информативность среды.
|
1. Проблема формирования политики педагогического сообщества в ДОУ: противоречие между необходимостью создания условий для перехода к новому содержанию образования и отсутствием экспериментальных педагогических команд. 2. Проблема создания учебно-материальной базы современного образовательного пространства: противоречие между необходимостью реализовать новое содержание и имеющимися в ДОУ условиями. |
1. Недостаточная помощь и образовательная поддержка педагогов по организации новых проектов изменения совместной деятельности в жизни ДОУ, в котором все участники могли бы стимулировать изменения и реализовывать свои планы. 2. Слабая организация мотивационных условий и среды взаимодействия в детском саду. 3. Отсутствие в ДОУ стратегического плана развития учебно-материальной базы образовательного процесса. |
1. Недостаточное бюджетное финансирование обновления учебно-материальной базы образовательного процесса.
|
Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими).
Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.
Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ДОУ.
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.
Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором
Образовательное пространство - это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.
Образовательная программа - структурная и функциональная единица образовательного пространства, которая определенным образом систематизирует содержание учебного материал. Образовательная программа - это то, что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт.
Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: взрослого, ребенка и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен взрослый, активен ребенок, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которая сама оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства.
Взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».
Таким образом, можно обозначить следующую логику:
Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами.
В современном дошкольном образовании образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.
В Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 6 статьи 12). Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 17 (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих комплексных программ дошкольного образования.
В соответствии с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155) изменяется структура и объём Образовательной программы ДОУ.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 17 (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольной организации. Она должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:
Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Структурные подразделения (группы) в одной организации могут реализовывать разные Программы. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее- образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа должна показать: -- как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации образования дошкольников;
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Эффективность образовательного процесса в соответствии с ФГОС напрямую зависит от педагогического мастерства воспитателей, культуры, уровня целенаправленного влияния педагога на каждого ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Образовательный процесс в МБДОУ детский сад № 17 реализуется в соответствии комплексной программой «Мир открытий» (Петерсон Л.Г. Лыкова И.А., Буренина А.И. и другие) и «Теремок» (Лыкова И.А., Буренина А.И. и др.)
Программа «Мир открытий» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и опирается на лучшие традиции отечественного образования. Данная программа ориентирована на формирование интегративных качеств личности дошкольника и развитие универсальных способностей, дающих человеку ключ к успешной самореализации в быстро изменяющемся мире.
Основная цель программы «Мир открытий» - непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…), положенная в основу примерной программы «Мир открытий», реализует системно-деятельностный подход в дошкольном образовании на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов…)
Принятый в программе методологический подход позволяет придать процессу развития ребёнка целостность и системность, повысить надёжность и качество достижения результатов, обеспечить их объективный и критериальный характер, создать условия для построения непрерывной индивидуальной траектории развития каждого ребёнка на всех ступенях его жизни. Данная методологическая позиция обусловливает чрезвычайно бережное отношение к ребёнку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом коренным образом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребёнка в саморазвитии и самовоспитании личности.
Программа «Мир открытий» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и опирается на лучшие традиции отечественного образования. Данная программа ориентирована на формирование интегративных качеств личности дошкольника и развитие универсальных способностей, дающих человеку ключ к успешной самореализации в быстро изменяющемся мире.
Реализация программ «Теремок» и «Мир открытий» предполагает построение образовательного пространства МБДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Т.о., цель программы развития: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.
Задачи программы:
Ожидаемые результаты.
4. Перечень программных мероприятий.
Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться:
В программе преобразований МДОУ на период 2018-2022 гг. выделяются 3 приоритетных направления деятельности, которые развиваются и реализуются параллельно друг другу.
План действия по реализации Программы развития на первом этапе (2018г.)
|
|||
Основные направления преобразований, задачи |
Действия (мероприятия) |
Сроки |
Ответственные |
Определение направлений развития МДОУ |
1.Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования. 2.Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния образовательного пространства ДОУ, выявление «точек развития». |
постоянно
апрель-май |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Яценко Ю.В. Бабкина Л.В. |
Разработка концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития |
1.Создание рабочей группы по разработке Программы развития ДОУ. 2.Разработка концептуальных подходов, Программы развития ДОУ на период 2018-20122г.г. |
октябрь 2013г.
ноябрь 2013г.-февраль 2014г. |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Яценко Ю.В. Бабкина Л.В. Белоусова Н.В. Бобровничая М.С. |
Разработка механизмов реализации Программы развития. |
1.Разработка целевого проекта «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме». 2.Разработка целевого проекта «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы МДОУ в соответствии в ФГОС». 3.Разработка целевого проекта «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС». |
сентябрь-декабрь |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Бабкина Л.В. Белоусова Н.В. Кухарева Н.В.
|
Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально-технического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса. |
1.Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию Программы развития. 2.Разработка бюджета основных направлений Программы развития. 3.Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательного процесса. 4.Создание творческих групп педагогов, лабораторий для разработки целевых программ.
5.Корректировка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников ДОУ. |
постоянно
при наличии финансирования
сентябрь-декабрь
сентябрь-октябрь |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Яценко Ю.В. Бабкина Л.В.
Бабкина Л.В. Кухарева Н.В. Яценко Ю.В. |
Создание условий для повышения квалификации педагогов по освоению ФГОС, по инновационным образовательным программам. |
1.Организация работы постоянно действующей координационного совет МДОУ по внедрению ФГОС, обеспечивающего профессиональный рост и стимулирующего совершенствование педагогического мастерства сотрудников. |
постоянно |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Бобровничая М.С. Грибова С.Ю. Мошненко Л.А. Бородаенко И.А. |
План действия по реализации Программы развития на втором этапе (2019-2020г.г.)
|
|||
Основные направления преобразований, задачи |
Действия (мероприятия) |
Сроки |
Ответственные |
Организация образовательного и обеспечивающих процессов МДОУ в режиме развития. |
1.Реализация целевых проектов «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы МДОУ в соответствии в ФГОС», «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС». |
постоянно |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Бобровничая М.С. Бабкина Л.В. Кухарева Н.В. Белоусова Н.В. Мошненко Л.А. |
Создание условий для повышения квалификации педагогов. |
1.Модернизация организационной структуры управления МДОУ, реформирование системы методического сопровождения инновационной деятельности, создание в ее структуре рабочих групп по разработке нового содержания образования. 2.Проведение работы по сплочению педагогического коллектива, формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов. 3.Проведение семинаров, педагогических часов по подготовке педагогов для реализации программных направлений. 4.Привлечение специалистов научно-методических учреждений и организаций для организации повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГОС. |
постоянно
постоянно
по плану
по согласованию с МБОУ МиРЦ |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. |
Формирование и апробирование обновлённой модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования при оптимальном режиме образовательной деятельности. |
1.Формирование учебного плана в соответствии с ФГОС. 2.Разработка рабочих программ воспитателями групп. 3.Апробирование и корректировка материалов, разработанных творческими группами. 4.Проведение методических дней по представлению позитивного опыта. 5.Разработка механизмов оценки эффективности модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. |
июнь-август 2019г. постоянно
по плану
1 полугодие 2019г. |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Яценко Ю.В. Бабкина Л.В. |
Разработка образовательной программы МБДОУ в соответствии с ФГОС. |
1.Организация работы творческой группы по разработке образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. 2.Сопровождение процесса разработки образовательной программы МБДОУ специалистами МБОУ МиРЦ, МУ УО Миллеровского района, консультирование. 3.Разработка вариативной части образовательной программы МДОУ в соответствии с региональным компонентом, социальным заказом и приоритетными направлениями деятельности МДОУ. 4.Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. 5.Совершенствование системы дополнительного образования через апробацию разных моделей и программ. |
Январь-август 2015г.
по необходимости 1 полугодие 2019 года
август 2019 года
постоянно |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А.
педработники |
Обновление развивающей предметно – пространственной среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов. |
1.Анализ раздела ФГОС ДО по созданию развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников. 3. Проведение работ и приобретение нового оборудования в соответствии с бюджетом Программы развития по направлению «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС ДО» |
ежегодно в конце уч.года
постоянно
по мере финансирования |
педработники
воспитатели
Ющенко Н.И. |
План действия по реализации Программы развития на третьем этапе (2022г.)
|
|||
Основные направления преобразований, задачи |
Действия (мероприятия) |
Сроки |
Ответственные |
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. |
1.Оценка эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, с использованием разработанных механизмов. 2.Анализ основных результатов и эффектов реализации Программы развития и первых результатов внедрения образовательной программы МДОУ, соответствующей ФГОС ДО. 3.Публикация промежуточных результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт МДОУ). |
постоянно
постоянно
2020-2022г.г. |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Мошненко Л.А. Бабкина Л.В.
|
Внедрение, совершенствования и распространение перспективного опыта. |
1.Утверждение программ, учебно-методических комплексов, рабочих программ воспитателей и специалистов МБДОУ. 2.Обобщение перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов. 3.Проведение садовых и муниципальных семинаров, мастер-классов по основным направлениям образовательной программы и программы развития МДОУ. |
по мере готовности
2020-2022г.г. |
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Мошненко Л.А. Бабкина Л.В. Кухарева Н.В.
|
Определение новых направлений развития ДОУ. |
1.Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности МДОУ по реализации Программы развития. 2. Проведение конференции по итогам реализации Программы развития и согласованию новых направлений развития |
2022г.
|
Ющенко Н.И. Гурщенко Н.А. Мошненко Л.А. Бабкина Л.В. Белоусова Н.В.
|
План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий в годовом плане работы МДОУ.
Финансирование деятельности МБДОУ д/с № 17 осуществляется в соответствии со сметой, выделенных средств.
Планируемые результаты реализации Программы развития представляют собой совокупность непосредственных результатов реализации программных мероприятий и конечных результатов Программы.
Непосредственные результаты представляются в Программе в агрегированном виде, обобщённо по совокупности всех однотипных мероприятий в соответствии с запланированным объёмом их финансирования.
Конечные результаты реализации Программы оцениваются качественно и количественно, то есть, с помощью набора целевых индикаторов, определённых показателей, отражающих степень достижения поставленных в Программе целей и задач.
Показатели результативности:
Критерии |
Подкритерии |
Качественные характеристики |
Методы исследования |
1. Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников: |
1.1. Принадлежность ребёнка к определённой группе здоровья |
I группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. II группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, ещё не перешедшей в хронический процесс. III группа – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. IV группа – дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. V группа – дети с существенными отклонениями в состоянии здоровья, исключающими возможность обучения в школе. |
Изучение медицинских карт Заключение врача-педиатра |
1.2. Частота заболеваний в год |
Изучение заболеваемости детей ДОУ за квартал, год. С указанием случаев острой заболеваемости. |
Анализ медицинской документации. |
|
1.3. Среднее количество дней, пропущенных по болезни одним воспитанником группы. |
- не более 20дней; - не более 21 дней; - не более 22 дней; - не более 23 дней; - не более 24 дней. |
Анализ медицинской документации. |
|
1.4. Процент детей, функционально незрелых к обучению в школе |
Высокий уровень – уровень подготовки к школе соответствует возрастной норме и выше Средний уровень - уровень подготовки к школе соответствует возрастной норме Низкий уровень - уровень подготовки к школе ниже возрастной нормы Незрелые к школьному обучению – дети, с ярко выраженными проблемами в позн.деятельности, а также дети, идущие в школу с 6-ти лет, не готовые к поступлению в 1-й класс. |
Диагностика готовности детей к школе (пакет методик) |
|
2. Психофизическое развитие |
2.1. Количество выпускников, освоивших образовательную программу МДОУ |
Освоили Не освоили |
Мониторинг |
2.2. Характеристика физической подготовленности |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Диагностика физ.подготовленности |
|
2.3. Состояние речи дошкольников (отсутствие грубой речевой патологии) |
Группа 1 – дети без речевой патологии Группа 2 – дети с негрубой формой речевой патологии (ФНР, ФФН, НПОЗ) Группа 3 – дети с выраженной грубой формой речевой патологии (НОНР, ОНР разной степени тяжести) |
Изучение медицинских карт. Диагностическое обследование речевого развития детей.
|
2.4. Количество детей группы «особого внимания» |
Группа 1 – дети со сниженными показателями познавательного развития, не в полном объёме усваивающие программу детского сада. Группа 2 – дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностной и поведенческой сфере, с неблагоприятным статусом в среде сверстников. Группа 3 – дети с неблагоприятной семейной ситуацией; дошкольники из неблагополучных, опекунских семей; дети с признаками социально-педагогической запущенности. |
Комплект диагностических методик, наблюдение за детьми., запросы педагогов и родителей, диагн.обследование эмоционально-личностной и поведенческой сферы., инд.беседы с воспитателями и родителями, изучение продуктов детской деятельности.
|
|
2.5. Степень эмоциональной комфортности пребывания детей в ДОУ |
Высокий уровень – ребёнок с удовольствием посещает д/сад, в течение дня пребывает в хорошем настроении, без выраженных признаков дискомфорта. В группе создана благоприятная комфортная среда. Между педагогом и детьми установлены прочные позитивные взаимоотношения. Эмоциональное отношение воспитателя к детям стабильно положительное: доброжелательное, внимательное, тактичное, заботливое. Средний уровень – ребёнок приходит в д/сад в спокойном, ровном расположении, без выраженных эмоций; настроение меняется в зависимости от ситуации. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Педагогу не всегда хватает чуткости, педагогического такта и выдержки; характерна нестабильность, ситуативность его поведения. Низкий уровень – ребёнок не хочет ходить в д/сад, часто приходит в плохом настроении, иногда со слезами. В отношении воспитателя к детям отсутствует положительная эмоциональная окраска. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости; нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей. |
Наблюдение, опросник «Взаимодействие сотрудников с детьми» |
|
2.6. Успешность адаптации детей в микросоциуме |
Высокий уровень – ребёнок легко вступает в контакт с людьми, не испытывает выраженных проблем при общении со взрослыми и детьми. Занимает благоприятную статусную позицию в среде сверстников. Средний уровень – контакты ребёнка с окружающими избирательны, при общении со сверстниками иногда возникают ссоры и конфликты, в поведении бывают проявления эгоизма. Низкий уровень – ребёнок испытывает выраженные трудности в общении, тяжело вступает в контакт, малообщителен или замкнут. В группе сверстников занимает статус «непопулярного» или «изолированного» ребёнка. |
Наблюдение, заполнение адаптационных листов, методика «Социометрия», «Секрет», тест «Два домика» |
2.7. Функциональная готовность к обучению в школе |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Сборник диагностических материалов Результаты диагностики психологической службы. |
|
2.9. Количество выпускников, успевающих на начальном этапе обучения в школе |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Сведения об успеваемости, предоставленные среднеобразовательными школами |
|
3. Профес-сиональное мастерство педагогов |
3.1. Реализация образовательной программы |
Соответствие ФГОС ДО |
Мониторинг Аналитическая справка |
3.2. Результативность деятельности воспитателя |
Высокий уровень – свободно владеет знаниями и умениями, ориентируется в современных технологиях Средний уровень – владеет знаниями и умениями современной педагогики и применяет их на практике Низкий уровень – владеет знаниями и умениями современной педагогики, но затрудняется в использовании их на практике |
Диагностическая карта оценивания педагогической компетентности воспитателей ДОУ, анкета «Оценивание профессиональной компетентности педагогов ДОУ», самоанализ, экспертное заключение, составление портфолио |
|
3.3. Укомплектованность штата педагогическими работниками |
Соответствие ставок в штатном расписании количеству педагогов |
Штатное расписание, тарификация сотрудников |
|
3.4. Уровень квалификации педагогического состава ДОУ |
Высшая категория I категория Без категории |
Итоги аттестации |
3.5. Прохождение курсов повышения квалификации |
Обучение на проблемных курсах Обучение на авторских курсах Обучение на курсах разной направленности |
Свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации |
|
3.6. Образовательный уровень педагогов |
Высшее образование Среднее специальное Другое образование |
Диплом о получении образования |
|
3.7. Педагогический стаж работников |
До 5 лет 5-10 лет 10-15 лет 15 лет и более |
Трудовая книжка |
|
3.8. Возрастной ценз педагогов |
От 18 до 25 лет От 26 до 35 лет От 36 до 45 лет От 46 лет и выше |
Паспортные данные |
|
3.9. Уровень взаимодействия воспитателя с ребёнком |
Выраженная авторитарная модель взаимодействия Умеренная авторитарная модель взаимодействия Умеренная личностно-ориентированная модель Выраженная личностно-ориентированная модель |
Анкетирование, наблюдения |
|
3.10. Участие в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах, публикация статей в сборниках различного уровня, периодических изданиях |
Высокий уровень – участие педагогов в мероприятиях федерального и регионального уровня Средний уровень – участие педагогов в мероприятиях районного и городского уровня Низкий уровень – участие педагогов в мероприятиях ДОУ |
Аналитическая справка, лист участия педагогов, портфолио, копии подтверждающих документов
|
|
|
7.1. Прохождение лицензирования и аккредитации |
Соответствие качества образования ДОУ базовым требованиям аттестации образовательного учреждения |
Документы и материалы о прохождении лицензирования, аттестации и аккредитации; |
7.2. Изучение представлений родителей о ДОУ (имидж ДОУ) |
Удовлетворительная оценка Неудовлетворитель-ная оценка |
Личное интервью, наблюдение за поведением родителей в процессе взаимодействия с сотрудниками ДОУ, анкетирование |
|
7.3. Психологический климат в ДОУ. |
Благоприятная психологическая атмосфера Неблагоприятная психологическая атмосфера Критическая атмосфера в коллективе |
Опросник (методика Ф.Фидлера) |
Программа развития призвана не допустить потерю таких ключевых преимуществ МБДОУ д/с № 17 как:
Преимущества МБДОУ д/с № 17 определяются следующими факторами:
Вместе с тем, реализация Программы развития может породить риски, связанные:
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей Программы, а также использования бюджетных средств.
Заказчиком и координатором Программы является Педагогический совет МДОУ.
Заказчик – координатор, в лице заведующего и администрации МДОУ:
Для текущего управления реализацией Программы создаются рабочие группы по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.
Основными задачами рабочих групп в ходе реализации Программы являются:
Ключевые принципы Управления процессом реализации Программы
Система организации контроля выполнения Программы:
Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации Программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на педагогическом совете.