ЭП

Документ подписан электронной подписью
2021-03-25 16:06:41 заведующий Ющенко Наталья Ильинична
Ключ электроннй подписи

 

ПРОГРАММА

внутренней системы оценки

качества образования (ВСОКО)

МБДОУ д/с № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

и рекомендовано к утверждению

  • № 3 от «15»декабря 2020 г.

 

Введение

Организация внутренней системы оценки качества образования является обязательной для каждого образовательного учреждения и является условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п.3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования»).

Качество образования интерпретируется как «...комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программ (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Нормативное правовое обеспечение программы организации ВСОКО в ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  • Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
  • Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Устав ДОУ.

В процессе реализации процедуры оценки качества образования, эксперт оперирует следующими понятиями:

  • контроль - процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции;
  • измерение - оценка уровня образовательных достижений, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
  • критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
  • мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
  • экспресс-экспертиза - изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности, с минимальной временной реализацией.

 

Цель внутренней системы оценки качества образования:

  • получение объективной информации о состоянии качества образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • формирование информационной основы принятия управленческих решений.

 

Принципы организации внутренней системы оценки качества образования в ДОУ:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  • сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ.

Основные задачи внутренней системы оценки качества образования:

  • обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования;
  • определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг;
  • определение соответствия фактических образовательных условий ДОУ к условиям реализации образовательной программы ДОУ;
  • определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
  • оценка состояния и эффективности деятельности ДОУ;
  • повышение квалификации педагогов ДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
  • обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования;
  • обеспечение руководителя ДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОУ.

 

Источники, используемые для оценки качества образования:

  • контроль;
  • мониторинг;
  • самообследование,
  • экспертные оценивания;
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • статистическая отчетность
  • и другие диагностические материалы.

 

Основные результаты

реализации внутренней системы оценки качества образования:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.

 

Технология проведения

внутренней оценки качества образования ДОУ

 

Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе:

  • качества содержания и организации образовательной деятельности;
  • качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность;
  • качества результатов образовательной деятельности.

 

 

1. Качество

содержания и организации

образовательной деятельности

 

Качество содержания и организации образовательной деятельности выявляется в процессе оценки:

1) Качества ООП ДО, АОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО;

2) Качества дополнительных общеразвивающих программ;

3) Качества образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности);

4) Качества взаимодействия всех участников образовательных отношений.

 

 

 

1.1. Качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО

 

Показатели оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

  • наличие ООП ДО;
  • наличие рабочих программ к ООП ДО;
  • наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой презентации ООП ДО;
  • наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
  • соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений.

 

Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

0 - показатель не представлен

1- соответствует в меньшей степени

2- соответствует в большей степени

3- соответствует в полном объеме

 

Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества ООП ДО МБДОУ д/с № 17 (Приложение № 1).

 

1.2. Качество АОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО

 

Показатели оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО:

  • наличие АОП ДО;
  • наличие рабочих программ к АОП ДО;
  • наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой презентации АОП ДО;
  • содержательный раздел АОП ДО включает в себя содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
  • соответствие целевого, содержательного и организационного компонента АОП ДО возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений.

 

Критерии оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО:

0 - показатель не представлен

1- соответствует в меньшей степени

2- соответствует в большей степени

3- соответствует в полном объеме

 

Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества АОП ДО (Приложение № 2).

 

1.3. Качество дополнительных общеразвивающих программ

 

Показатели оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования, запросам родителей (законных представителей):

  • наличие дополнительных общеразвивающих программ;
  • структурные компоненты дополнительных общеразвивающих программ разработаны в соответствии с «Положением о дополнительной общеразвивающей программе ДОУ»;
  • наличие рабочих программ к дополнительным общеразвивающим программам;
  • структурные компоненты рабочих программ к дополнительным общеразвивающим программам разработаны в соответствии с «Положением о рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе ДОУ»
  • содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
  • соответствие дополнительных общеразвивающих программ возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
  • дополнительные общеразвивающие программы разработаны в соответствии с изучением спроса на дополнительные образовательные услуги со стороны потребителей.

 

Критерии оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования, запросам родителей (законных представителей):

0 - показатель не представлен

1- соответствует в меньшей степени

2- соответствует в большей степени

3- соответствует в полном объеме

Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества дополнительных общеразвивающих программ ДОУ (Приложение № 3).