ПРОГРАММА
внутренней системы оценки
качества образования (ВСОКО)
МБДОУ д/с № 17
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
и рекомендовано к утверждению
- № 3 от «15»декабря 2020 г.
Введение
Организация внутренней системы оценки качества образования является обязательной для каждого образовательного учреждения и является условием реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п.3/13 «проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования»).
Качество образования интерпретируется как «...комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программ (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Нормативное правовое обеспечение программы организации ВСОКО в ДОУ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»;
- Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Устав ДОУ.
В процессе реализации процедуры оценки качества образования, эксперт оперирует следующими понятиями:
- контроль - процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции;
- измерение - оценка уровня образовательных достижений, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
- критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
- мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
- экспресс-экспертиза - изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности, с минимальной временной реализацией.
Цель внутренней системы оценки качества образования:
- получение объективной информации о состоянии качества образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- формирование информационной основы принятия управленческих решений.
Принципы организации внутренней системы оценки качества образования в ДОУ:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ.
Основные задачи внутренней системы оценки качества образования:
- обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования;
- определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг;
- определение соответствия фактических образовательных условий ДОУ к условиям реализации образовательной программы ДОУ;
- определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
- оценка состояния и эффективности деятельности ДОУ;
- повышение квалификации педагогов ДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
- обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования;
- обеспечение руководителя ДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОУ.
Источники, используемые для оценки качества образования:
- контроль;
- мониторинг;
- самообследование,
- экспертные оценивания;
- анкетирование;
- социологический опрос;
- статистическая отчетность
- и другие диагностические материалы.
Основные результаты
реализации внутренней системы оценки качества образования:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ.
Технология проведения
внутренней оценки качества образования ДОУ
Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе:
- качества содержания и организации образовательной деятельности;
- качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность;
- качества результатов образовательной деятельности.
1. Качество
содержания и организации
образовательной деятельности
Качество содержания и организации образовательной деятельности выявляется в процессе оценки:
1) Качества ООП ДО, АОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО;
2) Качества дополнительных общеразвивающих программ;
3) Качества образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности);
4) Качества взаимодействия всех участников образовательных отношений.
1.1. Качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО
Показатели оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:
- наличие ООП ДО;
- наличие рабочих программ к ООП ДО;
- наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой презентации ООП ДО;
- наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
- соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений.
Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества ООП ДО МБДОУ д/с № 17 (Приложение № 1).
1.2. Качество АОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО
Показатели оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО:
- наличие АОП ДО;
- наличие рабочих программ к АОП ДО;
- наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой презентации АОП ДО;
- содержательный раздел АОП ДО включает в себя содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
- соответствие целевого, содержательного и организационного компонента АОП ДО возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений.
Критерии оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества АОП ДО (Приложение № 2).
1.3. Качество дополнительных общеразвивающих программ
Показатели оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования, запросам родителей (законных представителей):
- наличие дополнительных общеразвивающих программ;
- структурные компоненты дополнительных общеразвивающих программ разработаны в соответствии с «Положением о дополнительной общеразвивающей программе ДОУ»;
- наличие рабочих программ к дополнительным общеразвивающим программам;
- структурные компоненты рабочих программ к дополнительным общеразвивающим программам разработаны в соответствии с «Положением о рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе ДОУ»
- содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
- соответствие дополнительных общеразвивающих программ возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
- дополнительные общеразвивающие программы разработаны в соответствии с изучением спроса на дополнительные образовательные услуги со стороны потребителей.
Критерии оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования, запросам родителей (законных представителей):
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества дополнительных общеразвивающих программ ДОУ (Приложение № 3).